воскресенье, 19 мая 2013 г.

интересные факты из истории древней греции

25 интересных фактов из истории древней греции и древних греков


1. Древние греки боялись моря и не умели плавать. Они плавали вдоль берегов, не выходя в открытое море. Если берега не было видно, они впадали в истерику и молили богов о спасении.

2. Больше страхов - больше богов. "Водяных" божеств было много: Посейдон (бог морей), Понт (бог внутреннего моря, предолимпийское божество), Эврибия (воплощение морской силы), Форкий (бог бурного моря), Тавмант (божество морских чудес), Нерей (олицетворение морской глубины), Кето (владычица морских чудовищ), Океан (титан, персонификация мировой реки), Амфитриата (богиня моря, супруга Посейдона), Лимнады (нимфы озёр и болот), Наяды (нимфы родников, источников и рек), Нереиды (морские нимфы, сёстры Амфитриаты), Океаниды (дочери Океана), речные боги (боги рек, сыновья Океана и Тефиды), Тефида (титанида, жена Океана, мать океанид), Тритоны (свита Посейдона и Амфитриты), Тритон (вестник глубин).

3. От имени владычицы морских чудовищ Кето произошло русское слово "кит": Кето -> Кито ( от «ки́тос» κῆτος — «морское чудовище») -> кит.

4. Во Фригии жили женщины, которые ненавидели мужчин. Догадайтесь, откуда произошло слово "фригидная".

5. Как-то один древнегреческий поэт сказал, что богини - голубоглазые. И несчастные гречанки, все, как одна, кареглазые, стали сыпать в глаза медный купорос в надежде приблизиться к божественному идеалу. Белки глаз действительно приобретали голубоватый оттенок. Но последствия для здоровья были чудовищными.

6. Греки ходили в набедренных повязках. Как-то один бегун на Олимпийских играх потерял повязку - и прибежал первым. С тех пор все бегали голыми, да и ходили
часто тоже. Греки не знали стыда. В общем-то понятие стыда появилось в Средневековье, когда попы стали дружно внушать человечеству, что нагое тело - это неприлично.

7. Статуи юношей, которыми украшались кладбища (точное предназначение изваяний неизвестно), все улыбаются. Есть даже термин: архаическая улыбка. Улыбаются они потому, что до пятого века до н.э. камень не умели обрабатывать по-другому. По той же причине у скульптур того времени раскосые глаза и пухлые щёчки.



8. Всё изменилось, когда Поликлет открыл свой знаменитый канон.


Это Дорифор, творение Поликлета, первая скульптура, созданная по канону. С того момента начинается золотой век греческой скульптуры. И до сих пор канон Поликлета - основа изображения человеческого тела.

9. Золотой век продлился весьма недолго: лет 25.

10. Древнегреческая скульптура - бронзовая. Пришедшие позже римляне сделали скульптуру мраморной, т.к. белый цвет им нравился куда больше чёрного.

11. Бронзовая скульптура устойчивее мраморной. Мраморной нужно три опорных точки, бронзовой хватает двух. Обратите внимание на Дорифора (п. 8): бронзовый стоит на двух ногах, мраморная копия (а именно она разобрана по канону) опирается на какую-то палку. Без неё Дорифор упадёт. Кстати: если Медному Всаднику отпилить хвост, он будет стоять на двух ногах, но не упадёт.

12. Бронзовая скульптура - полая. От этого она становится гибче, а следовательно прочнее.

13. Ещё одна причина, по которой греки ваяли из бронзы: они ходили обнажёнными, а значит, были загорелыми. Грек не мог ассоциировать себя с холодным белым камнем.

14. До золотого века скульптуры красили, часто надевали им парики, могли одеть их, могли натереть воском, чтобы сделать "кожу" "тёплой" и лоснящейся.

15. Древняя Греция - родина демократии, но уже в четвертом веке до н.э. людям приходилось платить деньги, чтобы они шли на выборы.

16. А ещё Древняя Греция - родина театра. Жанра было два: драма и сатира.

17. Название сатиры произошло, конечно, от сатиров - лесных божеств, демонов плодородия, жизнерадостных козлоногих существ. Сатиры - существа озорные, похотливые и большие любители выпить. В общем-то сатира была такой же: пошловатый юмор, сальные шуточки.

18. Драматические постановки длились по многу часов и были воистину трагическими, с множеством смертей и всяческих страданий. Именно там, в древнегреческом театре, появилось понятие катарсиса как очищения через страдание.

19. Играли в театре только мужчины. Если актёр играл красивую девушку, он надевал белую маску. Если некрасивую - жёлтую.

20. Зрителями тоже были только мужчины.

21. С собой приносили еду и питьё. А ещё подушки - попробуй посидеть часов шесть на голом камне голой попой!

22. Места занимали, садясь на них. За несколько часов до начала спектакля. Отойти было нельзя - потеряешь место. А в туалет хотелось. Между рядами ходили люди со специальными длинными и вместительными сосудами. Ну, вы поняли.

23. А теперь догадайтесь, откуда пошла традиция забрасывать плохих актёров гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. К концу спектакля на такой жаре еда действительна подгнивала. Не пропадать же добру.

24. Форма греческого театра загадочна и гениальна. Даже если вы скажете что-то шёпотом, стоя на схене (догадайтесь, откуда произошло слово "сцена"), сидящий в последнем ряду вас услышит. Акустика довольно необычна: звук распространяется волнами: у схены громко, дальше - тише, потом опять громче, снова тише, и т.д. Сколько таких волн, не знаю.

25. В наше время были попытки повторить это греческое чудо, используя современные технологии. Точно высчитывали, чтобы построить один в один как тогда. Использовали тот же материал. Но у них звучит, у нас молчит.

0 коммент.:

Отправить комментарий